Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Детская агрессивность. Что это и как с ней справиться?

30.09.2022
3171
0
Агрессивное поведение в детском возрасте — достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, на близких людей, на животных, на себя, на внешние объекты.

Причины, провоцирующие подобное поведение, вполне объяснимы, и знать их очень важно. Ведь игнорируя причины, вряд ли можно справиться с проявлениями агрессии у ребёнка. Наиболее распространёнными причинами агрессивного поведения являются следующие:

  • если родители строго наказывают ребёнка за проявление агрессии: в этом случае ребёнок скрывает свои чувства в присутствии родителей, но в любой другой ситуации возможны вспышки гнева;
  • если чересчур уступчивые родители во всём потакают ребёнку: в таких случаях ребёнок не чувствует себя в безопасности и начинает проявлять черты агрессии;
  • если родители чрезмерно контролируют или безразлично относятся к ребёнку: в этом случае у ребёнка в ответ также формируются агрессивные черты характера.

Как понять, что ваш ребенок агрессивен?

Вот несколько признаков агрессивного ребёнка:

  • постоянно теряет контроль над собой;
  • ругается и спорит с окружающими;
  • постоянно пытается раздражать других детей и взрослых;
  • винит остальных в своих ошибках;
  • часто сердится;
  • отказывается делать что-либо;
  • он мстителен и завистлив.

Что означает агрессия ребёнка в разном возрасте?

  • 3 года. В этом возрасте агрессия для ребёнка — это протест против власти взрослых. Если его наказывать, то он станет ещё более агрессивным, но и не стоит быстро сдаваться и потакать его прихотям, так как он поймёт, как добился желаемого результата, и такое поведение закрепится у него надолго. Не стоит забывать, что данный возраст для детей является кризисным и имеет свои особенности.
  • 4–5 лет. В этом возрасте ребёнок уже может контролировать свои эмоции, он уже способен отличить, что можно делать, а чего нельзя.
  • 5–6 лет. В этом возрасте агрессия — это уже специфическая форма взаимоотношений ребёнка с окружающими.

Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период ещё не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребёнка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала. Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе.


Как вести себя родителям с агрессивным ребёнком?

  • Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребёнка, затем попробовать установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих.
  • Обсуждайте с ребёнком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться — это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вреда другим. Когда ребёнок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.
  • Реагируйте быстро. Если ребёнок поступает неправильно, лучше сразу ему сказать об этом. Главное, что необходимо донести до ребёнка — это связь между его поведением и последствиями. Как бы вы не были рассержены сами, старайтесь не кричать на ребёнка, не шлёпать его и не ругать за непослушание. Такие меры не заставят ребёнка изменить своему поведение, зато вы наглядно покажете, что физическая и вербальная агрессия допустимы, если человек злится.
  • Старайтесь всегда реагировать на агрессивное поведение одинаково. Если вы ведёте себя предсказуемо, ваш ребёнок быстро к этому привыкнет и в итоге осознает, что из-за плохого поведения он лишает себя радости. Это станет для него первым шагом на пути к самоконтролю.
  • Укрепляйте у ребёнка ответственность. Если, например, в порыве своей агрессии ребёнок что-то разбил или раскидал, он должен помочь привести всё в порядок. Только не нужно обозначать это как наказание, скорее это будет последствие за агрессивное поведение. Кроме того, ребёнок должен осознать, что за свои проступки нужно извиняться.
  • Чаще привлекайте ребёнка к своим делам, пусть он почувствует свою значимость и нужность.

Дети — это наше отражение. Они копируют наше поведение, поэтому в первую очередь, начните воспитание с себя.
Уделяйте больше времени своим детям, общайтесь, интересуйтесь их увлечениями.

Автор: Материал подготовил медицинский психолог диспансерного отделения ГБУ РО «ОКПБ им. Н.Н. Баженова» Храмова Светлана Андреевна