Версия для слабовидящих

Выключить

Изображения

Выключить Включить

Размер шрифта

А А А А А А

Цветовая схема

Обычная Белая Черная

Аутизм у детей

03.04.2019
28691
0
Расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время являются одной из наиболее актуальных проблем детской психиатрии.

На протяжении последних лет в мире наблюдается неуклонный рост числа детей, страдающих расстройством аутистического спектра (РАС) .

К сожалению, аутистические расстройства часто выявляются слишком поздно. В большинстве случаев диагноз РАС устанавливается перед поступлением в школу или в школьном возрасте, хотя родители, как правило, задолго до этого замечают странные формы поведения своего ребёнка.

Рекомендуется пройти диагностику на предмет выявления РАС если:

  • в срок до 12 месяцев ребенок не гулит, не лепечет, и у него отсутствует указательный жест;
  • в срок до 16 месяцев ребенок  не начал произносить отдельные слова;
  • в срок до 2 лет ребенок  не произносит коротких фраз,
  • ребенок  очевидно теряет ранее приобретенные речевые и социальные навыки, независимо от возраста.

На сайте  http://docplayer.ru/28893127-Autizm-obratite-vnimanie.html  Вы можете ознакомиться с пособием для родителей, семьи и друзей  и узнать  как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста.

Задача педиатров, неврологов, психологов и педагогов – как можно раньше выявить ребенка с отклоняющимися формами поведения, помочь ему адаптироваться в семье, детском коллективе и, безусловно, направить к врачу-психиатру.  В соответствии с законодательством,  установление диагноза РАС является исключительной компетенцией врача психиатра, т. к. данные расстройства отнесены МКБ – 10 к категории психических расстройств.

В мире разработан и широко используется стандартизованный скрининговый инструментарий. Для скрининга  используется Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (от 16 до 30 мес.) М-CHAT [Robins,Fein& Barton,1999] (Приложение N°1) и Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) [Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В., 2015] (Приложение N°2).

Проведение скрининга рекомендуется в возрасте 18 месяцев и 24 месяцев жизни, так как  в указанные критические периоды онтогенеза отмечается особая чувствительность к повреждающим факторам.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N°1

M-CHAT Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (от 16 до 30 месяцев)

 

Инструкция:

М-CHAT создан для проведения  скринингового  обследования на нарушения аутистического спектра (НАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.

 M-CHAT может проводиться, как часть обычного медицинского обследования ребенка.

 Также может использоваться  для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей.

Главная цель использования M-CHAT – выявление риска наличия аутизма и НАС, однако, не все дети, которые выявляются при использовании данного метода, действительно имеют диагноз НАС. Ни один скрининговый инструмент не имеет 100% достоверности полученных данных.

 

 Внимание! Подсчет баллов ведется не родителем, а специалистом. Обработка данных М-CHAT занимает менее 2 минут.

 

Пожалуйста, оцените, насколько приведенные ниже высказывания характеризуют Вашего ребенка. Постарайтесь ответить на каждый вопрос. Если данное поведение проявлялось редко (вы видели это всего один или два раза), отметьте, что ребенку это не свойственно.

 

1

Нравится ли ребенку, когда его качают на руках, на коленях и т.д.?

Да

Нет

2

Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?

Да

Нет

3

Любит ли ребенок карабкаться по предметам как по ступенькам?

Да

Нет

4

Любит ли ребенок играть в прятки (ку-ку)?

Да

Нет

5

Играл ли когда-нибудь ребенок понарошку, например, говорил по телефону или качал куклу или во что-то другое?

Да

Нет

6

Использует ли ребенок указательный палец, чтобы указывать или просить чего-то?

Да

Нет

7

Использует ли ребенок указательный палец, когда показывает, проявляет интерес к чему-либо?

Да

Нет

8

Может ли ребенок соответствующим образом играть с мелкими игрушками (например, машинками   или   кубиками), не   просто засовывая их в рот, вертя в руках или раскидывая

Да

Нет

9

Приносил ли когда-нибудь вам (родителям) предметы, чтобы что-то показать?

Да

Нет

10

Может ли ребенок смотреть вам в глаза более 1-2 секунд?

Да

Нет

11

Проявлял ли ребенок когда-нибудь сверх чувствительность к звукам (например, закрывая уши)

Да

Нет

12

Улыбается ли ребенок вам или в ответ на вашу улыбку?

Да

Нет

13

Имитирует ли ребенок, то, что вы делаете (например, подражает выражению вашего лица)

Да

Нет

14

Окликается ли ребенок на свое имя, когда вы его зовете?

Да

Нет

15

Если вы укажете на игрушку в комнате. Посмотрит ли на нее ребенок?

Да

Нет

16

Может ли ребенок ходить?

Да

Нет

17

Посмотрит ли ребенок на вещи (предметы), на которые посмотрите вы?

Да

Нет

18

Совершает ли ребенок необычные движения пальцами у своего лица?

Да

Нет

19

Пытается ли ребенок привлекать ваше внимание к тому, что он делает?

Да

Нет

20

Не возникало ли у вас ощущение, что ваш ребенок имеет нарушения слуха (глухой)?

Да

Нет

21

Понимает ли ребенок то, что говорят другие люди?

Да

Нет

22

Бывает ли так, что ребенок увлечен чем-то чего, не существует или бесцельно бродит по комнате?

Да

Нет

23

Смотрит ли ребенок на ваше лицо, чтобы проверить вашу реакцию, когда сталкивается с чем-то незнакомым?

Да

Нет

 

 

Подсчет баллов:

1. Нет

2. Нет

3. Нет

4. Нет

5. Нет

6. Нет

7. Нет

8. Нет

9. Нет

10. Нет

11. Да

12. Нет

13. Нет

14. Нет

15. Нет

16. Нет

17. Нет

18. Да

19. Нет

20. Да

21. Нет

22. Да

23. Нет

 

Дети, получившие более 3 баллов по общей шкале, либо набравшие 2 критических балла, должны быть направлены на диагностическое обследование к специалистам.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ N°2

 

Анкета для родителей по выявлению нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения расстройств аутистического спектра у детей раннего возраста (до 2 лет) Симашкова Н.В., Козловская Г.В., Иванов М.В., 2014г.

 

Ф.И.О. родителя ______________________________________________________________

Ф.И.О.  ребенка ______________________________________________________________

Дата рождения _______________________       Дата заполнения ______________________

 

Вопрос

Да

Нет

Затруд-

няюсь

1

Фиксирует ли Ваш ребенок взгляд на предметах (игрушках) или лице взрослого?

 

 

 

2

Смотрит ли ребенок Вам в глаза в течении 1-2 сек.?

Улыбается ли ребенок матери?

 

 

 

3

Реагирует ли Ваш ребенок на обращенную к нему речь, выполняет ли команды? («подойди ко мне», «дай мне» и пр.)

 

 

 

4

Кормили ли Вы ребенка грудью? Если да, то, получал ли ребенок от этого удовольствие, ел с охотой?

 

 

 

5

Был ли Ваш ребенок «удобным» на первом году жизни (лежал один в кроватке, не реагировал на уход матери; сам себя занимал предметами (игрушками), собственными пальцами и т.д.)?

 

 

 

6

Были ли у Вашего ребенка проявления сложных эмоций (интерес, любопытство, удивление, негодование, недовольство, гнев и т.д.)?

 

 

 

7

Обращали ли Вы внимание, что ребенок плачет во сне, боится игрушек, животных или определенных предметов?

 

 

 

8

Соответствуют ли нормативным показателям сроки моторного развития Вашего ребенка?

— удерживает головку (2 мес.)

— сидит (6 мес.)

— ползает (7-8 мес.)

— ходит без поддержки (12 мес.)

 

 

 

9

Ходит ли ребенок с опорой на носки?

 

 

 

10

Использует ли ребенок указательный жест?

 

 

 

11

Умеет ли ребенок пользоваться ложкой?

 

 

 

12

Соответствуют ли нормативным показателям сроки речевого развития Вашего ребенка?

— гуление (а,у,ы,гу,га) – 2-5 мес.

— лепет (ба, ма-ма, па-па, бо-бо, та-та-та) – 6-10 мес.

— первые слова (адресность) – 10-12 мес.

— первые фразы («мама дай») – 18-24 мес.

 

 

 

13

Задает ли Ваш ребенок вопросы?

 

 

 

14

Отмечаете ли Вы у ребенка множественные повторы, «эхо слов, фраз», речевые штампы?

 

 

 

15

Отмечаете ли Вы у ребенка повышенную чувствительность к внешним раздражителям (шум от бытовых приборов, фейерверков, животных, повышение тона голоса и т.д.)?

 

 

 

16

Возникали ли у Вас мысли о том, что ребенок «глухой», «плохо видит» или снижена чувствительность (нюхает, облизывает предметы и т.д.)?

 

 

 

17

Перебирает ли ребенок свои пальцы перед грудью, подносит близко к лицу, глазам?

 

 

 

18

Играет ли ребенок предметами обихода (крышки, банки, кастрюли и т.д.)?

 

 

 

19

Есть ли предметы (вещи) с которыми ребенок не расстается в быту, берет в постель (в качестве «защиты», «помощи»)?

 

 

 

20

Выбирает ли ребенок для игр ниточки, шнурки, пакетики, палочки?

 

 

 

21

Выстраивает ли ребенок предметы (игрушки) в ряды (горизонтальные/вертикальные), однообразно возит, катает предметы (игрушки)?

 

 

 

22

Проявляет ли ребенок интерес к новым игрушкам?

 

 

 

23

Сторонится ли ребенок других детей на игровой площадке, предпочитает играть один?

 

 

 

24

Может ли ребенок испытывать страх или тревогу в новой ситуации, смене ситуации (в гостях, в магазине, в поликлинике, среди незнакомых детей, взрослых и пр.)?

 

 

 

25

Может ли ребенок собирать предметы (пирамидку, матрешку) с учетом величины, формы и цвета к концу 2 года?

 

 

 

 

 

Подсчет результатов (ключ методики):

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

1

Нет

6

Нет

11

Нет

16

Да

21

Да

2

Нет

7

Да

12

Нет

17

Да

22

Нет

3

Нет

8

Нет

13

Нет

18

Да

23

Да

4

Нет

9

Да

14

Да

19

Да

24

Да

5

Да

10

Нет

15

Да

20

Да

25

Нет

 

При совпадении 4-х и более ответов с ключом методики, а также в случае затруднения родителей ответить на треть вопросов, родителям ребенка стоит рекомендовать обратиться к врачу психиатру.