14 ноября — Международный день логопеда
Логопедическая специальность зародилась в 19 веке. Специалисты того времени считали, что нарушения речи связаны с проблемами речевой мускулатуры и трудностями артикуляции. С развитием науки направление постепенно наполнялось и педагогическим содержанием.
Сегодня логопедия является важной областью медицины и педагогики, которая помогает людям с речевыми нарушениями улучшить свои навыки и качество жизни.
В 1968 г. по инициативе главного врача психоневрологического диспансера Рязанской области Владимировой Маргариты Ильиничны было организовано детское речевое отделение на 40 коек для лечения детей с речевой патологией. Первые логопеды — Грачева Раиса Александровна и Ивашкова Людмила Кондратьевна.
В 1977 г., после перевода отделения в здание «Комплекса бывшей земской больницы (объект культурного наследия начала ХХ века), количество коек было увеличено до 60-ти.
В 2001 г. отделение было реорганизовано в Центр патологии речи детей и подростков, являющимся одним из немногих учреждений подобной специализации Российской Федерации.
Ежегодно в детском речевом отделении проходят лечение более 300 пациентов.
Число обращений за медицинской помощью, связанных с нарушениями речевого развития у детей, в течение последних лет имеет отчётливую тенденцию к росту. Частота речевых нарушений в детском возрасте, возможно, связана с частотой перинатальной патологии, которая обуславливает наиболее тяжёлые формы речевой патологии.
Помощь пациентам с расстройствами речи оказывается различными специалистами: врачами, логопедами, дефектологами, психологами, воспитателями. Высока эффективность комплексной своевременной помощи.
Проблемы речи у детей приводят к нарушению их социализации, развитию страха речи, которые, в свою очередь, приводят к отказу от пользования речью и вторично нарушают её развитие. Поэтому в коррекции речевых расстройств велик вклад психотерапевтических, коррекционно-психологических и коррекционно-педагогических (логопедических) воздействий, направленных на стимуляцию использования речи в контакте с окружающими, коррекцию психологических затруднений, испытываемых при использовании нарушенной речи.
С целью своевременного оказания специализированной помощи детям с речевой патологией логопеды Центра проводят профилактические осмотры детского населения в районах Рязанской области.